При выборе автомобиля необходимо задуматься над тем, какими двигателем и коробкой передач он будет оснащен. Помимо механической и гидромеханической трансмиссий, можно приобрести роботизированную или бесступенчатую. Проверка автомобиля перед покупкой позволяет получить надежную машину для решения бытовых и рабочих вопросов. Данная статья рассказывает о тонкостях выбора коробки передач.
Это наиболее простой по своему устройству вариант коробки передач, не вызывающий вопросов при обслуживании и эксплуатации. Под капотом таких автомобилей устанавливают двигатель и сам агрегат, включая валы, синхронизаторы, муфты и т. д.
Принцип работы механической трансмиссии предполагает деятельное участие водителя. Опытные автолюбители знают, на какой скорости следует переключиться на ту или иную передачу. Также они владеют приемами управления в сложных условиях (например, когда машина застряла в грязи). Начинающие водители могут исчерпать ресурс коробок передач за сравнительно короткий срок. При этом агрегат рассчитан на десятки и сотни тысяч километров пробега.
К достоинствам механической коробки передач можно отнести:
простоту конструкции;
возможность экономить на ремонте и обслуживании;
большой ресурс эксплуатации;
10-15-процентную экономию топлива и отличную динамику разгона;
высокий КПД – максимальное использование мощности двигателя и его крутящего момента;
быстрое увеличение оборотов двигателя, позволяющее водителю самостоятельно регулировать время для переключения скоростей и выбирать стиль вождения;
меньшая масса, чем у автоматической коробки передач;
возможность запустить двигатель даже тогда, когда вышли из строя зажигание и аккумуляторная батарея;
буксировка автомобиля без эвакуатора с использованием жесткой или гибкой сцепки на любые расстояния.
Среди недостатков механической коробки передач называют:
сложность эксплуатации для начинающих водителей, из-за чего могут быть повреждены сцепление и узлы;
работа и перегрузка мотора на повышенных оборотах при некорректном включении передачи;
временная потеря мощности вследствие разобщенных действий двигателя и трансмиссии;
усталость водителя при езде по оживленным улицам города по причине постоянных включений и выключений передач.
Коробка передач данного вида призвана облегчить ручное управление машиной. Существует 4 варианта автоматики:
стандартный гидромеханический,
механический с 2 сцеплениями,
роботизированный,
бесступенчатый,
Такое устройство более удобно в использовании, чем механическое. Оно не требует постоянного включения и выключения сцепления и сводит к минимуму участие водителя в работе автомобиля.
К преимуществам автоматических коробок передач можно отнести:
простой принцип эксплуатации;
функцию «кик-даун» – самостоятельное переключение на пониженную передачу и обратно при разгоне автомобиля;
минимальные затраты времени на переход с высшей ступени на низшую при сохранении мощности двигателя;
экономию 5-15 % топлива за счет быстрого и своевременного переключения;
отсутствие риска перегрузки двигателя, так как переключение на повышенную или пониженную передачу осуществляет коробка-автомат.
Также агрегаты такого типа имеют некоторые недостатки:
дорогостоящие ремонт и обслуживание;
большую массу по сравнению с механическими коробками передач;
сравнительно малую приемистость автомобиля;
более высокий расход топлива у гидромеханических и роботизированных моделей;
отсутствие возможности затормозить в режиме Drive (эта процедура требует переключения в режим пониженной передачи);
невозможность буксировки машины на жесткой или гибкой сцепке и необходимость вызова эвакуатора;
небольшой ресурс эксплуатации до капитального ремонта – до 200 тыс. км пробега.
Гидромеханическая трансмиссия может передавать большой крутящий момент от двигателя к колесам, но при этом отличается провалами при переключении передач. Роботизированные агрегаты имеют относительно небольшую стоимость, но для них характерны рывки при изменении скорости.
Коробки передач с 2 сцеплениями передают максимальный крутящий момент на том же уровне, что и механическая трансмиссия, и сохраняют мощность двигателя. При этом устройства имеют малонадежную конструкцию. Бесступенчатые модели отличаются наиболее плавным переключения передач и максимальным КПД двигателя. К недостаткам можно отнести отсутствие возможности передачи предельного крутящего момента от двигателя к колесам, а также сравнительно быстрый износ – необходимость ремонта на пробеге 100-110 тыс. км.
В настоящее время более практичным вариантом коробок передач являются механические модели. При этом автоматика становится все более надежной и экономичной. Выбор автомобильного оборудования зависит от опыта вождения и личных предпочтений.